Все обо всем

Истина и ложь

Следуя логике, истинность или ложность какого-либо суждения будет рассматриваться в любом случае, независимо от того, каким образом к нему относится сам субъект, высказывающий ложь. Российский логик Сергей Иннокентьевич Поварнин в своих трудах писал о том, что «истина будет оставаться истиной, хотя бы ее произносили самые преступнейшие уста в мире; и правильное доказательство так останется правильным, хотя бы его построил сам отец лжи».

С точки зрения логики, оценивая истину, мы не придаем значения психологической оценке искренности субъектов при общении с ними. Бывает и наоборот, — человек, говорящий не искренне, может излагать истинные вещи, сам того не желая. Утверждение, на первый взгляд, кажется парадоксальным, но оно не будет противоречивым, если во внимание будут приняты семантические оттенки таких категорий, как истина и правда. Первый термин, относящийся к категории логики и юриспруденции, отражает реальное положение вещей. Термин «правда» имеет оттенок субъективности, то есть здесь присутствует элемент личного отношения к передаваемой информации.

Поэтому субъект, стремящийся ввести в заблуждение другого человека и заведомо сообщающий ложную информацию, при этом сам не имея правильного представления о сообщаемых фактах, желая солгать, может говорить истину или быть очень близким к ней. Так, подследственный, зная о непричастности другого человека к произошедшим событиям, оговаривает его, не догадываясь, что попал прямо в точку.

Бывает наоборот, человек по каким-либо причинам скрывает от следствия истинное мнение, свидетельствующее о противоправном поведении другого, пытаясь его выгородить. При этом он даже не предполагает, что скрываемая информация не соответствует действительности, и он сам заблуждается, подозревая этого человека в преступных деяниях. Такое поведение расценивается как обман, но вовне излагается как истина. Такие сюжеты зачастую становятся основой многих рассказов детективного, драматического и юмористического жанра.

         Между понятиями обман и ложь существуют  значительные различия. Говоря об обмане, мы подразумеваем определенный процесс, действие. Что касается понятий «неправда» и «ложь», то они используются как оценки информации, которая не вызывает доверия.

         В.В. Знаков с критикой относится к определению зарубежных исследователей понятия «обман». Они считают, что обманом является поступок или утверждение, цель которого – ввести в заблуждение другого, скрыв от него истину. В. Знаков утверждает, что обман – это более изощренная форма лжи, полуправда, сообщенная партнеру с расчетом на то, что тот сделает из нее ошибочные выводы, не соответствующие намерениям обманывающего лица. Исследователь отмечает также, что в обмане может и не быть ложных фактов, будет достаточно просто утаить часть информации, что повлечет за собой искажение действительности.

Более того, человека можно ввести в заблуждение, предоставляя и достоверную информацию. Но, учитывая психическое состояние субъекта, его личностные качества, можно преподнести ему ее определенным образом, ограничивая его возможности в получении уточняющих фактов. Поэтому  определением ключевого момента обмана не может являться, как качество, так и количество используемой информации.

 Методы, позволяющие дезориентировать объект воздействия, могут быть самыми различными, в том числе и полуправда. Поэтому, когда речь идет о разных формах целенаправленного искажения человеком действительности, вполне возможно использование в качестве интегративного термина слово «неискренность».

 Важные побудительные мотивы, способствующие появлению склонности к манипулированию людьми и лжи, нужно искать в социализации индивида, в истоках процесса формирования личности. Важно знать, как протекает детство ребенка, каково поведение окружающих его людей, в каких условиях происходит развитие человека. Специалисты в области возрастной психологии, в процессе анализа мотивов возникновения детской лжи, обратили внимание на чувство страха и боязнь наказания у детей, появляющиеся вследствие жестокого обращения родителей с ними, или врожденной неуверенности и слабости, которые испытывает ребенок, сталкиваясь с неординарными ситуациями.

         Известный факт, что ребенок уже на ранних этапах развития старается избегать неприятных эмоций со стороны агрессивного окружения при помощи различных приспособлений и маскировки. Крик, недоброжелательные нотки, мимика и другие невербальные составляющие общения уже с первых недель жизни воспринимаются ребенком как акты враждебности, способствующие быстрому развитию у него защитных механизмов. Впоследствии, когда ребенок пытается скрыть свои неблаговидные поступки, он прибегает к утаиванию очевидных фактов их свершения, или прямому отрицанию того, что им было сделано. Иными словами, начинает лгать и манипулировать взрослыми людьми.

 Помимо страха, дополнительным фактором для использования лжи является также осознание того, что к неискренности прибегают и сами взрослые, и его друзья как к форме оказания влияния на самого ребенка и эффективного способа психологического воздействия на окружающих. Чем хуже условия жизни у ребенка, тем быстрее обман включается в структуру обычного поведения. Причем осознание того, что ложь является для многих взрослых нормой, в определенных ситуациях вызывает у ребенка шок и способствует переосмыслению некоторых моментов собственного поведения. Способы манипулирования взрослыми, в зависимости от личностных особенностей ребенка, могут варьироваться от излишней плаксивости, агрессивности до имитации болезней. Формирование манипуляторных тенденций в поведении, начиная с детского возраста, и проявление их в различных сферах жизнедеятельности достаточно полно описаны в книге американского исследователя Э. Шострома «Человек-манипулятор».

Исследователи, занимающиеся наблюдением за природными предпосылками формирования психики, считают немаловажной роль наследственных и биологических факторов, определяющих развитие личности, которые в силу ухудшения экологии, с каждым годом становятся все менее благоприятными. На одном семинаре по психодиагностике известный в этой области специалист Л. Собчик  высказала предположение о том, что существует генетическая предрасположенность человека, как к эгоизму, так и альтруизму. Причем, первое качество способствует проявлению неискренности в процессе общения. Не вызывает сомнения и тот факт, что такие психологические качества человека как истероидность и демонстративность проявляются в том, что человек стремится приукрасить собственные возможности, прибегая ко лжи и другим способам введения в заблуждение окружающих его людей. Психика истероидов находится во власти собственных иллюзий настолько, что некоторые исследователи считают неправильным называть их лживое поведение неискренним. Зачастую такие люди отдают отчет своим поступкам, однако уже не могут отказаться от выбранной линии поведения, продолжая с болезненной настойчивостью отстаивать свои вымыслы.

 В. Знаков отмечает, что анализируя психологические механизмы вранья, их можно рассматривать как проявление защитной реакции человека на чувство дискомфорта и тревоги, вызванных неудовлетворенностью своими взаимоотношениями с окружающими людьми [3]. Цитируя В. Соловьева, автор приводит показательный пример влияния на детерминацию лживого поведения обстоятельств иного уровня, связанных с социальной обустроенностью людей. В 1855 году К.С.   Аксаков подал царю докладную записку следующего содержания:  «Современное состояние России представляет внутренний разлад, прикрываемый бессовестной ложью… При потере взаимной искренности и доверенности все обняла ложь, везде обман. Правительство не может при всей своей неограниченности добиться правды и честности; без свободы общественного мнения это и невозможно. Все лгут друг другу, видят это, продолжают лгать, и неизвестно, до чего еще дойдут».

 Некоторые ученые связывают склонность ко лжи с национальными и культурными особенностями определенных этнических групп. Ж. Дюпра полагал, что для многих рас и стран ложь есть неизбежное явление [4]. Так, гасконцы обладают склонностью к выдумкам, побуждающим их ко лжи ради хвастовства, не имеющего, впрочем, серьезного характера. Нормандцы считаются скрытными людьми, которые достигли в этом немалого искусства; итальянцы отличаются плутовством, англичане – лицемерием, греки – неискренностью, турки – неверностью в данном слове, азиаты не достойны доверия. Напрашивается вывод, что  большинство низших рас считаются неспособными к правдивости. Такая  точка зрения является сильно обобщенной. Но надо признать тот факт, что национальные традиции оказывают большое влияние на воспитание и характеристики межличностного общения. Нормы поведения ряда религий заключается в том, что ложь единоверцам является чуть ли не преступлением, а обмануть неправедного вполне допустимо.

         В общем, вопрос о принципах действия различных организаций: политических, религиозных, финансовых, тайных и открытых, объединенных одной целью, требует более основательного рассмотрения с точки зрения влияния корпоративности на поведенческие нормы их членов. Насколько развита внутренняя солидарность, предполагающая доверительные и честные отношения, настолько внешние контакты предусматривают ограничение информации и допущение лжи во имя интересов своей организации.

 В целом, в обществе существует множество предпосылок, оказывающих влияние на формирование личностных качеств человека и обуславливающих применение манипуляций и лжи в решении жизненно важных вопросов. На протяжении всей жизни человек находится под воздействием сначала семьи, а потом и социальных структур. Не случайно личностные особенности индивидуума, основанные на тенденциях манипулирования людьми и использования разных форм лжи в обыденной жизни, называются «макиавеллизмом», по имени философа, который оправдывал любые средства для достижения выбранной цели. Люди, обладающие такими чертами характера, предпочитают ограничивать передаваемую информацию, с легкостью искажая ее и манипулируя людьми во имя достижения поставленных целей. Как бы это ни выглядело парадоксально, но исследователи сами зачастую не  могут отличить правду ото лжи, хотя они и подозрительны по своей натуре. Их вера в то, что людьми можно управлять, используя любые средства, помогают им в искусстве лжи.