Непознанное

Леший

В восточнославянской мифологии дух леса. Лешего представляли стариком с зеленой бородой в звериной шкуре, иногда наделяли копытами и рогами. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями; в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки и поляны, он становится ниже травы, свободно укрываясь под любым листочком.

На луга и в поля леший выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и банниками. Зато в лесу леший является полноправным хозяином: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему беспрекословно.

Носится леший по лесам с чрезвычайной быстротой, иногда с таким шумом, словно ураган пронесется, а то вдруг прошмыгнет тихо-тихо, что и лист не зашуршит. По поверьям, лешие умеют хохотать, аукаться, свистеть и плакать, как люди, подражают голосам птиц и зверей, но при встрече с живыми людьми они немедленно замолкают и делаются бессловесными.
Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят. Правда, шутки лешего бывают злые и пугают людей, да и проказят они грубо, как это и подобает неуклюжим лесным жителям. Леший может завести человека, собирающего грибы или ягоды, в глухие дебри, из которых тот долго не может выбраться. А то напустит в глаза такого тумана, что совсем собьет с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу, постоянно возвращаясь к одному и тому же месту. Деревенские слухи настойчиво приписывают лешим страсть к женщинам и обвиняют их в нередких похищениях девушек.
Однако леший не доводит человека до гибели. Притом от проказ лешего можно легко отчураться при помощи приемов, известных по заповедям дедов и прадедов.
Так, заблудившийся человек должен раздеться, вывернуть наизнанку свою одежду и в таком виде снова надеть, не забыв при этом поменять обувь с одной ноги на другую. Если заблудились несколько человек, то все они должны поменяться одеждой.
Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются бессильными. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие бесятся (4 октября). В этот день знающие люди в лес не ходят. Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, народ не прочь был над ним посмеяться и с удовольствием пользовался его именем как ругательным («Иди ты к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т. п.).
Считалось, что леший чаще всего уводит к себе проклятых мужчин, женщин и детей, т. е. тех, о ком кто-либо неосторожно скажет: «Леший (черт) тебя забери!» Поэтому нечистую силу лучше не поминать.
Миф о леших недаром просуществовал на земле тысячелетия. По народным воззрениям, леший служит как бы бессознательным орудием наказания за вольные и невольные грехи человека. Сохранились до наших дней представления о лешем как покровителе охотников и пастухов, которые старались добиться его расположения.
Лихо
В низшей мифологии (демонологии) восточных славян воплощение несчастья, горя, «злой доли», беды. В сказках Лихо изображается в виде костлявой, чахлой, одноглазой женщины, встреча с которой приносит одни несчастья и порой даже ведет к гибели человека.
Называют его еще Лихо Одноглазое, ибо оно сослепу бросается на кого попало, не разбирая ни богатого, ни бедного, ни правого, ни виноватого. Лихо — воплощение неразборчивости, несправедливости судьбы, злого рока. Иной раз Лихо обойдет великого грешника, а навалится на хорошего, трудолюбивого человека, и все у него пойдет наперекосяк: и пожар может случиться, и урожай побьет градом, и самого болезни одолеют. И что ты тут ни делай, Лиху все нипочем: сидит оно на шее как ни в чем не бывало, пока не уморит человека.

Источник: http://www.cryptozoo.ru/news/mify/1-0-47