Непознанное

Плитки Тойнби: тайна осталась нераскрытой


В 1992 году на дорогах Филадельфии неизвестно откуда стали появляться плитки с загадочными надписями. Каждая плитка имела такой же размер, как у автомобильного номерного знака, состояла из неизвестного твердого вещества и была украшена текстом, имеющим примерно одинаковое содержание: «Идеи Тойнби в 2001-ом Кубрика оживят мертвых на планете Юпитер». Несмотря на незначительные различия в расположении и цвете, работа явно принадлежала рукам одного и того же человека. Помимо общего для всех текста, на некоторых плитках имелись не менее загадочные дополнения, призывающие, к примеру, убить всех журналистов или подчиняться и исполнять.

Первым, кто заметил это загадочное явление и заинтересовался им, был местный житель Билл О’Нилл. Он пытался расспросить людей о происхождении странных плиток, но никто не смог дать ему ответ. Тогда любознательный молодой человек создал вебсайт, чтобы привлечь внимание как можно большего числа людей. Выяснилось, что загадочные плитки были замечены не только в Филадельфии. Нечто подобное встречалось не только во многих крупных городах США, таких как: Нью-Йорк, Питтсбург, Бостон, Балтимор, Вашингтон, — но даже за границей – в некоторых странах Южной Америки. Всего было найдено порядка 130 таких табличек. И, самое главное, несмотря на загруженность магистралей, на которых появлялись таблички, не нашлось ни одного свидетеля, который смог бы рассказать, как они там оказались.

Однако существует человек, утверждающий, что ему все же посчастливилось увидеть только что положенную плитку. Рано утром, отправившись в магазин, он чуть было не раскрыл секрет плиток Тойнби. На обратном пути ему встретилось нечто, что при ближайшем рассмотрении оказалось той самой загадочной плиткой, причем, еще несколько минут назад ее не было на своем месте. Это был отличный шанс рассмотреть феномен поближе.

Материал плитки не показался очевидцу странным, хотя и не был похож на материал обычных плиток для тротуара. Буквы, составляющие послание, выполнены из чего-то более твердого, чем основа таблички, и были окружены каким-то податливым материалом, благодаря которому, по всей видимости, они и удерживались в плитке. Сама плитка крепилась к дороге посредством гудронированной бумаги, которая была сложена слоями. Вся поверхность таблички была смазана смолой, плотно приклеивавшей ее к поверхности, а проезжавшие по ней машины исполняли роль пресса, заставляющего ее еще лучше укрепиться.

Если сами плитки можно рассмотреть, изучить, потрогать руками, то вопрос, кто же является автором этой загадки, и что же означают странные послания, так и остается открытым. Слово «Тойнби», присутствующее всех табличках, вероятнее всего, относится к Арнольду Тойнби, историку-религиоведу, появившемуся на свет в Англии в конце 19 века.

Упоминания в некоторых из посланий «Кубрика» наводят на мысль о Стэнли Кубрике – кинорежиссере, снявшем фильм «Космическая одиссея 2001 года». В этом фильме как раз идет речь о Юпитере, однако, вместо воскрешения мертвых, о котором говорится в табличках, здесь персонаж перерождается для миссии на эту планету. Но найти общее между Тойнби и Кубриком непросто. Можно, разве что, вспомнить о человеке по имени Заратустра, имя которого упоминается как в трудах Тойнби, так и в музыкальной теме, звучавшей в вышеупомянутом фильме Кубрика.

Свершено ясно, что плитки Тойнби имеют земное происхождение и, мало того, созданы одним и тем же человеком, о чем говорит сходство их стиля, материала и обстоятельств, при которых они появились. Можно даже попытаться составить психологический портрет этого человека. Тот, кто способен потратить так много времени и сил на изготовление и размещение в разных точках страны 130 табличек, явно терпелив, последователен, а, кроме того, обладает временем и возможностями для путешествий. Что бы ни двигало им – будь то обеспокоенность чем-то или просто довольно специфическое чувство юмора, — он, определенно, креативен и неординарен в выборе способов донести свои идеи до окружающих.

Множество приверженцев нашла версия происхождения странных плиток, связанная с неким Джеймсом Мораско – социальным работником, жившим в Филадельфии. В 1983 году этот человек дал интервью газете, в котором изложил свою теорию колонизации Юпитера. Он считал, что сделать это можно, доставив на планету мертвых людей и впоследствии их воскресив. Возможно, никто не придал бы этому интервью значения, если бы в 2001 году репортер, который занимался расследованием загадки плиток Тойнби, случайно не наткнулся на него.

Статья показалась журналисту занятной, и он решил найти Джеймса Мораско. Обзвонив всех людей в Филадельфии с такими именем и фамилией, он обнаружил номер, по-видимому, того самого Мораско. Однако женщина, ответившая на звонок, возможно, его жена, сказала, что господин Мораско не может говорить по телефону из-за повреждений гортани, вызванных тяжелым недугом. Другому репортеру, пытавшемуся позже дозвониться по этому номеру, тоже ничего не удалось добиться: он лишь узнал, что Джеймс Мораско умер прошлой весной, дожив до 88 лет.

Кроме того, его жена горячо отрицала причастность мужа к появлению плиток на дорогах.
Конечно, эта теория очень привлекательна, однако и тут существуют некоторые нестыковки. Трудно себе представить, что человек, которому около семидесяти лет (а именно столько было Джеймсу Мораско, когда появилась большая часть табличек), способен на такие грандиозные труды. Кроме того, после смерти господина Мораско в 2003 году, несколько плиток было установлено опять.

Существует еще одно упоминание Тойнби и фильма Кубрика в одной связке. В драме лауреата Пулитцеровской премии Девида Мамета, написанной в 1985 году, за семь лет до появления первой таблички, описывается диалог радиоведущего и позвонившего ему человека. Они как раз обсуждают Арнольда Тойнби, идеи, которые потом воплощаются в фильме «Космическая одиссея 2001 года», и мертвых людей. Существует ли здесь связь с загадочными плитками – остается неизвестным.

Несмотря на тщательность расследования, все факты, выясненные в результате, и большое количество людей, интересующихся загадкой странных табличек, никто так и не смог выяснить цель, с которой их выкладывали, и смысл послания. Возможно, это делал сам Джеймс Мораско, передав, затем, свои идеи кому-то в наследство, а возможно, некто другой сделал это под впечатлением его теории. Как бы то ни было, этот человек, нашедший столь оригинальный способ поделиться своими идеями с другими, неординарен и, возможно, жителям Филадельфии и других городов еще придется удивиться.