Загадочные места планеты

Чидамбарам: каменный танец в сердце Вселенной

Запутанные колоннады древних храмовых построек в южноиндийском городке Чидамбарам привлекают, в основном, археологов и последователей индуизма. Между тем, именно здесь находится центр существующего мира. Когда-то тут было небольшое поселение, а вокруг стоял девственный лес, в котором водилось множество тигров. Но однажды среди деревьев тиллаи появилась нерукотворная линга – один из главных аспектов индуистского бога Шивы.

Так центр мира проявил себя в нашей реальности. Вскоре и сам Шива посетил это место и исполнил один из своих вселенских танцев – Ананда-тандаву. В своей манифестации божественного танцовщика Шива известен как Натараджа, или Повелитель актеров и танцоров. Его танец Ананда-тандава приносит благо всему миру, а там, где он был исполнен, появилось святилище, вокруг которого вырос целый город, ставший на долгие века столицей могущественного царства Чола. На священном языке санскрите слово Чидамбарам означает «сердце Вселенной».

Храм Натараджи возводился тринадцать веков, постепенно превращаясь в своеобразный город в городе, систему величественных строений, где в каждой детали заключена особая символика, понятная лишь посвященным. Надвратные башни храма (гопуры) обозначают четыре стороны света. Восточная и западная башни покрыты резными каменными панелями, расположенными ровными этажами.

Внутри каждой панели — барельеф с изображением танцующей женской фигурки. Их ровно сто восемь – именно столько танцев исполняет бог Шива, именно столько базовых композиций составляют основу индийского канонического танца. Эти композиции на санскрите называются караны, и они описаны в древнейшем трактате по сценическому искусству – «Натьяшастре». Шива Натараджа танцует без перерыва, и тот, кто повторяет его движения без ошибок, в эти мгновения становится равным богу. Сто восемь вселенских танцев навсегда остаются в теле исполнителя и могут быть вызваны к жизни каранами.

Каменные фигуры изображают характерные движения каран, рядом высечены соответствующие стихи из «Натьяшастры». Хотя многие караны оказываются сложны для современных исполнителей, искусство храмового танца не утрачено. Во время религиозных праздников в Тамилнаде можно увидеть настоящие представления. Танцовщицы, облаченные в яркую ткань и украшенные драгоценностями, стараются в точности воспроизвести движения Шивы, запечатленные в камне резцами древних мастеров.